
Позиции Русского Союза в Северной Маньчжурии после победы над Китаем в военно-политическом конфликте 1929 года ослабели. Об этом в интервью «Ленте.ру» сказал врач исторических наук, доктор наук Уральского федерального универа Сергей Смирнов.
Ученый напомнил, что в открытом вооруженном противоборстве с Китаем за контроль над Китайско-Восточной стальной не дешевый (КВЖД) победа оказалась за Русским Союзом. Этим были довольны как «красноватые», так и «белоснежные» члены русской диаспоры в Маньчжурии, так как они все не очень обожали китайцев. После подписания Хабаровского протокола в декабре 1929 года в управлении КВЖД был восстановлен прежний порядок.
При всем этом часть русских жд служащих и российских эмигрантов, оказавшихся на КВЖД в 1929 году, утратили работу. Некие активные противники большевиков были обязаны умчаться за границы Маньчжурии, так как там усилилась деятельность русских спецслужб.
Китайские войска во время конфликта на КВЖД. 1929 год
Во время конфликта русские спецслужбы только с западной полосы КВЖД (более пострадавшей) вывезли в СССР около 400 человек, включая русских людей, отказавшихся бросить работу на дороге. Подавляющее большая часть этих людей отправилось в ГУЛАГ, часть из их позже расстреляли.
Смирнов объяснил, что после конфликта на КВЖД из Маньчжурии уехали тыщи российских эмигрантов. Одни из их в поисках наилучшей и неопасной жизни перебирались в городка Северного Китая либо в Шанхай, другие — отчаливали в Америку либо в Европу.
Но в то же время позиции русской стороны полностью не восстановились
Сергей Смирновдоктор исторических наук
Часть русских людей, живших в Северной Маньчжурии, возвратилась на родину, а в следующие 2-ва года приметно уменьшилось кол-во служащих КВЖД — тут свою роль тут сыграл мировой экономический кризис. Одномоментно с этим резко сократилась численность рядов Северо-Маньчжурского комитета ВКП(б) и местной комсомольской организации.
«Некие сохраняли русские паспорта»Тут родился российский фашизм, а чекисты вырезали казаков и малышей«Депортация этого народа перевоплотился в бойню»Китайцы 100 годов назад резали российских и янки. в данный момент об этом стараются не вспоминать«Прогуливались в атаку на пулемет под анашой»Для чего Сталин послал красноармейцев покорять Афганистан
Но, как отметил собеседник «Ленты.ру», основным элементом ослабления русского воздействия в Северной Маньчжурии после конфликта 1929 года стало продолжение режимом Чан Кайши начатой еще в 1920 году политики китаизации Особенного района Восточных провинций, где расселялась основная часть российских. Как объяснил Смирнов, китайцы прибирали к рукам образовательные и культурные учреждения КВЖД, усиливали подготовку собственных технических кадров и увеличивали позиции в торгово-промышленной сфере.
Ослабление русских позиций в Северной Маньчжурии продолжилось после ее оккупации Японией в 1932 году и сотворения на ее местности марионеточного страны Маньчжоу-Го. Ученый-историк напомнил, что на одном из заседаний Политбюро, где решалась судьба КВЖД, министр зарубежных дел СССР М.М. Литвинов поставил вопрос ребром:
Или реализовать, или просрать!
Сергей Смирновдоктор исторических наук
В итоге в 1935 году русские права на КВЖД были невольно проданы правительству Маньчжоу-Го, а де-факто — жителям страны восходящего солнца.
Но в 1945 году СССР после короткосрочной войны с Японией достигнул от правительства Чан Кайши восстановления совместного управления не дешевый. «Так длилось до 1952 года, когда СССР в согласовании с советско-китайским контрактом 1950 года о дружбе, сотрудничестве и обоюдной помощи бесплатно передал металлическую дорогу со всем ее имуществом и инфраструктурой Китайской Народной Республике», — резюмировал ученый-историк.
Каменистый откос на участке КВЖД в провинции Хэйлунцзян. Китай, 1903-1913 годы
Кризис на Китайско-Восточной стальной дороге (КВЖД) — советско-китайский военно-политический кризис за контроль над Китайско-Восточной стальной не дешевый, бывшей совместным советско-китайским предприятием. В ответ на захват летом 1929 года гоминьдановскими войсками генерала Чжан Сюэляна КВЖД в процессе последовавших боевых действий Красноватая армия разгромила противника. Подписанный 22 декабря 1929 года Хабаровский протокол окончил кризис и вернул существовавший до столкновений статус тактически принципиальной стальной дороги.