Сенокосилка конная. Особенности оборудования

КОСИЛКА

КОСИЛКА, машина для скашивания трав. К. бывают конные, тракторные навесные, тракторные прицепные. С 1948 в СССР выпускают самоходные К. С дополнительными приспособлениями конные К. применяются и для скашивания хлебов.

Конная косилка новой конструкции К-1,4 (рис. 1) выпускается Люберецким заводом. Рабочим органом К. является режущий аппарат 2.

Он состоит из стального пальцевого бруса с закреплёнными на нём пальцами 2 и ножа. В пальцах имеются противорежущие пластинки, на к-рые опираются сегменты ножа своими лезвиями. Нож приводится в возвратно-поступательное движение посредством кривошипно-шатунного механизма и зубчатых передач от ходовых колёс 5, имеющих на ободах шпоры для лучшего сцепления с почвой.


Рис. 1. Конная косилка К-1,4: 1 – режущий аппарат; 2 – палец; 3 – ходовое колесо; 4 – масляная ванна зубчатой передачи (коробка передач); 5 – кривошипный механизм; 6 – шатун; 7 – полевая доска; 8 – прут полевой доски; 9 – рычаг изменения наклона пальцев; 10 – рычаг подъёма пальцевого бруса; 11 – прут крепления пальцевого бруса к дышлу машины при транспортном положении; 12 – дышло; 13 – вальки

Во время работы пальцевый брус скользит по почве своими башмаками, поставленными на обоих его концах. Пальцы разделяют траву на отдельные полоски, и каждая такая полоска срезается сегментом ножа, движущегося от середины одного пальца до середины соседнего и обратно. Высота среза травы регулируется перестановкой полозков в обоих башмаках. Срезанная трава переваливается через пальцевый брус и падает на землю. Часть травы, упавшей у наружного конца пальцевого бруса, отгребается полевою доскою 7, скользящей по почве, и прутом 8. Тем самым очищается от срезанной травы полоса почвы для последующего прохода по ней лошадей и колёс. Рычаг 9 служит для изменения наклона пальцев, чем можно регулировать высоту среза на ходу. Рычаг 10 служит для подъёма пальцевого бруса при встрече машины с препятствием (столб, камень, кочка и др.); для той же цели, кроме того, имеется ножная педаль. При транспорте К. пальцевый брус прикрепляют прутом 11 к дышлу машины 12. Вальки 13 служат для Запряжки (прикрепления постромок) двух лошадей. На переднем конце дышла 12 имеется ещё один валёк – грудной, концы к-рого прикрепляются к хомутам лошадей.


Рис. 2. Сечение по пальцу режущего аппарата

Режущий аппарат (рис. 2) имеет семнадцать одинаковых пальцев 1. Пальцы прикреплены к пальцевому брусу 3 болтами 6 с потайными головками. Нож состоит из ножевой полосы (спинки) 8 и сегментов 7, прикреплённых к полосе каждый двумя заклёпками 9. Для обеспечения плотного прилегания концов сегментов к противорежущим пластинкам 2 на пальцевом брусе закреплено пять прижимов 5. Во время работы сопротивление травы отжимает нож назад, но этому противодействуют пластинки трения 4, по к-рым скользит спинка ножа 8.

Вращение от ходовых колёс при помощи храпового механизма передаётся главной оси только при движении машины вперёд. Храповой механизм (рис. 3) состоит из фланца 1, закреплённого на главной оси, в гнёздах к-рого расположены три собачки 2 с пружинами 5. В ступицах колёс имеются храповые венцы. При движении машины вперёд один из зубьев венца упирается в одну из собачек и заставляет венец и главную ось вращаться вместе с ходовым колесом. При обратном ходе машины храповой венец отклоняет собачки, сжимая пружины 5, и скользит по ним; поэтому главная ось не вращается. Во время поворотов машины ближайшее к центру поворота колесо вращается медленнее, и главная ось приводится во вращение вторым колесом. Все механизмы, следовательно, работают, а собачки храпового механизма проскальзывают по зубцам храпового венца заторможённого колеса, издавая характерный треск.


Рис. 3. Фланец полевого колеса: 1 – фланец; 2 – собачка; 3 – пружина

Коробка передач 4 (рис. 1) состоит из одной пары цилиндрических зубчатых колёс с прямым зубом и одной пары конических. Зубчатые колёса помещены в масляную ванну, и оси их вращаются в подшипниках качения. Это обеспечивает лёгкую и бесшумную работу передач, а также снижает их износ. В коробке передач помещён выключающий механизм.

Механизм наклона . пальцевого бруса состоит из рычага наклона 9, гребёнки, связанной с рамой, и тяги. При помощи этого механизма пальцы режущего аппарата могут быть поставлены горизонтально, а также с наклоном вперёд или назад. Установка пальцев производится в зависимости от рельефа и состояния поверхности почвы. Механизм подъёма пальцевого бруса состоит из рычага подъёма 20, ножной педали и системы шарнирных звеньев, соединяющих рычаг подъёма с пальцевым брусом. Для облегчения подъёма и уменьшения давления башмаков на почву служит пружина, натяжение к-рой можно регулировать упорным болтом.

Перед пуском машины в работу следует тщательно смазать все трущиеся части. Смазка К. производится жидким маслом, а спец. маслёнки, установленные на машине, смазывают солидолом. Солидол нужно нагнетать шприцем до тех пор, пока излишки его не начнут выдавливаться наружу через зазоры. Для первоначальной очистки новой машины наполняют шприц керосином и прочищают им под высоким давлением все подшипники. В масляную ванну коробки передач заливается густое масло. После смазки следует проверить движение механизмов, провёртывая их вручную. Прижимы должны слегка, но без зазора касаться ножа и не затруднять его движения. При наличии зазора следует прижимы пригнуть лёгкими ударами молотка. Нож д. б. всегда хорошо отточен. Срез травы нужно производить на высоте 4 – 5 ем от поверхности почвы. Прут на полевой доске можно установить выше или ниже, в зависимости от высоты травостоя.

При работе машины, во избежание несчастных случаев, необходимо соблюдать след. правила: 1) При остановках машины обязательно выключать передаточный механизм; 2) Во время очистки режущего аппарата от травы и земли не прикасаться руками к режущему аппарату. 3) Не становиться впереди К., если в неё запряжены лошади. 4) При подъёме пальцевого бруса для установки в траснпортное положение не браться руками за пальцы режущего аппарата. По окончании рабочего сезона машину надо хорошо очистить и поставить в сухое помещение. Необходимо вынуть нож, вычистить его и густо смазать маслом, смазать также и пальцевые пластинки. Пальцевый брус установить в транспортное положение.

Тракторные навесные и прицепные косилки. Тракторные навесные (КН-2,1) и прицепные (КП-2,1) косилки выпускает Люберецкий завод. Они работают обычно в агрегате из трёх косилок (одна навесная и две прицепные) с трактором ВТЗ-У-2. Навесной К. управляет тракторист, а прицепными – двое рабочих: Каждая К. имеет захват 2,1 м. Такой агрегат за час непрерывной работы может скосить до 3,5 га. Общее устройство и основные механизмы управления те же, что и у конной К. Механизмы навесной К. приводятся в движение от двигателя трактора через вал отъёма мощности, а прицепных – от ходовых колёс. Для обеспечения хорошего сцепления с почвой колёса этих К. имеют более широкие ободья и более высокие шпоры. На прицепных машинах перед сиденьем имеется штурвал, при помощи к-рого рабочий направляет машину так, чтобы она работала полным захватом.

Тракторная прицепная косилка К-6,0 имеет правое расположение режущих аппаратов. Она состоит из рамы, на к-рой укреплены три пальцевых бруса. Общий захват косилки 6,1м. Работает с колёсным трактором СХТЗ. Механизм К. приводится в движение от двигателя трактора через вал отъёма мощности. Для управления К., кроме тракториста, требуется рабочий, около сиденья к-рого расположены рычаги управления всеми аппаратами. Расход керосина трактором составляет 3,3 кг на 1 га. Производительность – 2,7 гачас.

Самоходная косилка КС-10 конструкции лауреата Сталинской премии Ф. Н. Волкова, впервые в мире была создана в СССР в 1947. С 1948 её начал выпускать Люберецкий завод. На рис. 4 эта К. показана в рабочем положении, а на рис. 5 – в транспортном положении. Она предназначена для работы в степных районах СССР. Косилка представляет собой самоходное шасси на автомобильных колёсах с двумя боковыми рамами, опирающимися с наружных сторон на самоустанавливающиеся колёса со сплошными резиновыми шинами. К. имеет пять режущих аппаратов с захватом по 2,2 м каждый. Общая шир. захвата косилки 10 м. Впереди машины расположен фронтальный режущий аппарат 1, по бокам машины имеются средние аппараты 2 и к боковым рамам прикреплены два задних аппарата 3. Трава, срезанная фронтальным аппаратом, двумя отгребными досками укладывается в рядок, вследствие чего очищается место для прохода колёс машины. Каждый из боковых режущих аппаратов на конце имеет полевую доску с прутом, как и у конных косилок. Так. обр., после прохода машины срезанная трава оказывается уложенной в пять рядков.


Рис. 4. Самоходная косилка КС-10 в рабочем положении: 1 – фронтальный режущий аппарат; 2 – средние режущие аппараты; 3 – задние режущие аппараты

На К. установлен бензиновый двигатель ГАЗ-МК мощностью в 30 л. с. Ёмкость бензинового бака 70 л. От двигателя вращение передаётся в коробку главной трансмиссии, в одном блоке с к-рой установлен и диференциал. В коробке же главной трансмиссии имеется передача на две (правую и левую) раздаточные коробки. От правой коробки движение передаётся на фронтальный и на два правых режущих аппарата, а от левой коробки – на два левых и через редуктор – на реечный автомат. На реечном автомате имеется пять рычагов, переставляя к-рые при встрече препятствий можно автоматически поднять любой из режущих аппаратов или все сразу. На ведущих колёсах имеются ленточные тормоза, управляемые ножною педалью. Передача движения ведущим колёсам происходит через диференциал и цепные передачи. К. имеет четыре скорости вперёд и одну назад. 1-я скорость 3,12, 2-я – 4,9, 3-я – 6,5 и 4-я скорость – 17,5 км/час. Скорость назад – 2,8 км/час Первые три скорости – рабочие, а четвёртая – транспортная.


Рис. 5. Самоходная косилка КС-10 в транспортном положении

Ножи режущих аппаратов получают движение через эксцентрики и кривошипно-шатунные механизмы с постоянным числом оборотов эксцентрика 810 в мин. На каждом валу, передающем движение к.-л. режущему аппарату, имеется предохранитель, к-рый выключает нож из работы, если в режущий аппарат попадает посторонний предмет. На косилках, выпускаемых с конца 1949, предохранительные муфты со всех карданных валов сняты; Вместо них поставлены предохранительные муфты перед правой и левой раздаточными коробками.

Управляет машиной один человек. Около сиденья водителя расположены все рычаги и педали управления. Трансмиссия включается ножной педалью муфты сцепления. Переключение скоростей машины и включение передачи на рабочие органы осуществляется при помощи двух самостоятельных рукояток. Количество рычагов для управления всеми режущими аппаратами – 9, из них 5 рычагов автомата для подъёма режущих аппаратов и 4 рычага для изменения угла их наклона. При сухой и жаркой погоде к самоходной К. можно прицеплять тракторные поперечные грабли для одновременного сгребания скошенной травы в валки.

Производительность К. при непрерывной работе: на 1-й скорости – 3, на 2-й скорости – 4,7 и на 3-й скорости – 6,3 га/час. Расход бензина 1 – 1,5 кг/га. Вес косилки 2600 кг. Габаритные размеры в рабочем положении: шир. 10 ж, дл. 5,4 м, выс. 2,5 м; в транспортном положении: шир. 3,10 м, дл. 6,0 м, выс. 2,5 м.

Для установки косилки в транспортное положение фронтальный аппарат поднимается в вертикальное положение и закрепляется двумя тягами (рис. 5); средние режущие аппараты поднимаются в вертикальное положение и закрепляются на раме крючком и прутком; задние режущие аппараты поднимаются вверх и закрепляются на боковых рамах машины; затем они отводятся вместе с крыльями назад и жёстко закрепляются 2 специальными хомутами, к-рыми крылья были закреплены в рабочем положении.

Литература: Бернатович Н., Сеноуборочные машины, М., 1949; Вострокнутов С., Самоходная сенокосилка КС-10, М., 1950; Летошнее М., Сельскохозяйственные машины (Теория, расчёт, проектирование и испытание), 2 изд., М.-Л., 1949; Полевицкий К. и Карпенко А., Сельскохозяйственные машины и орудия, М.-Л., 1949; Сельскохозяйственные машины. Под общ. ред. П. И. Минина, М., 1949; Справочник по сельскохозяйственным машинам и орудиям (ВИМЭ), М., 1947.