В России начали искать способы спасти угольную отрасль

V rossii nachali iskat sposoby spasti ugolnuju otrasl dd2740a.jpg

На фоне убыточности экспорта и нарастающих проблем в российской угольной отрасли Министерство энергетики предложило всем участникам транспортной цепочки, то есть в первую очередь ОАО «РЖД» и портовым терминалам, поддержать компании крупными скидками. Об этом со ссылкой на протокол совещания у замминистра энергетики Евгения Грабчака пишет «Коммерсантъ».

Такие действия могут стать ответом на поручение подкомиссии по повышению устойчивости финансового сектора экономики и отдельных ее отраслей стимулировать угольный экспорт в порты на юге и северо-западе для разгрузки восточного направления.

Искать какие-то варианты потребовалось в связи с тем, что угольщики больше не могут справляться своими силами. Так, губернатор Кузбасса Илья Середюк на прошлой неделе, комментируя исчезновение в главном угольном регионе страны сортового угля для населения, указывал, что вопрос стоит о выживании отрасли в целом, потому что компании уже не справляются.

На совещании приводилась статистика, из которой следовало, что вывоз угля в южном и северо-западном направлениях в 2024 году упал на 26,1 процента.

Минтранс предложил Минэнерго субсидировать перевозки в этом направлении, но энергетическое ведомство, поддержавшее проект в целом, указало, что расходы из бюджета на эти цели не предусмотрены. Его представители считают, что вопрос можно было бы решить предоставлением скидок со стороны РЖД, операторов подвижного состава и терминалов.

В то же время в терминале в Тамани объяснили, что уже предоставляют прогрессивную скидку к ставке перевалке угля. В РЖД также рассказали, что скидка на перевозку угля составляют в среднем 40 процентов от базового уровня и любое повышение приведет к непокрываемым убыткам компании, которая и без того сильно урезала инвестиционную программу.

Более того, при новых скидках добиться выполнения президентской задачи по увеличению экспорта несырьевых неэнергетических товаров до 2030 года будет очень сложно.

Читайте также:  Россия возобновила поставки нефти в Белоруссию

По оценкам NEFT Research, экспортные поставки угля из Кемеровской области по состоянию на 9 февраля были убыточными во всех направлениях. Для южных портов и энергетического угля калорийностью 6000 килокалорий на килограмм потери достигают 1,3 тысячи за тонну, для северо-западных — 1,4 тысячи. Скидки РЖД и субсидии из бюджета могли бы вывести продажу соответствующего сорта в небольшой плюс — 700 и 600 рублей соответственно.

Ранее замглавы Кузбасса Андрей Панов предложил спасать отрасль за счет международных переговоров. Речь идет о договоренности с Китаем, в направлении которого российский угольный экспорт упал на семь процентов за год, отменить импортные пошлины.