Визиты Папы Римского оказались драйвером мировой торговли

Vizity papy rimskogo okazalis drajverom mirovoj torgovli 6afb363.jpg

Визиты Иоанна Павла II не только укрепляли духовные связи, но и способствовали экономическому сближению государств и росту международной торговли, особенно в развивающихся странах. К такому выводу пришел экономист Европейского центрального банка Александр Попов, изучивший влияние 129 зарубежных визитов понтифика, состоявшихся в период с 1978 по 2005 годы. По словам исследователя, пастырские поездки привлекали внимание «глобальной католической семьи» и косвенно усиливали экономические связи между посещенными странами и государствами с большой долей католического населения.

Исследование Попова показывает, что в течение пяти лет после визита понтифика экспорт из посещенной страны в государства с высоким процентом католиков возрастал на 17,5–27,2%. Особенно заметным этот эффект был для стран с низким уровнем экономического развития, небольшим процентом католиков и слабой интеграцией в мировую торговлю. Через три года после визита общий экспорт посещенной страны в остальные государства увеличивался примерно на 13,6% по сравнению с годом визита. В денежном выражении это соответствует приросту экспорта примерно на $39 на человека, или около 0,5% среднего ВВП на душу населения.

Попов подчеркивает, что папские визиты не сопровождались прямыми экономическими призывами. Анализ 633 речей, произнесенных понтификом во время первых визитов в страны, показал, что слова «экономика», «торговля» и «глобализация» встречались лишь эпизодически и были упомянуты всего в 163, 23 и 4 речах соответственно. Вместо этого папа преимущественно говорил о духовных и социальных темах: любви, сострадании, единстве, вере, образовании и диалоге. Таким образом, рост торговли не был результатом прямых экономических призывов, а следствием повышения международной известности страны, которая «наносилась на карту» католического мира.

“Анализ речей папы Иоанна Павла II в целом не подтверждает гипотезу о том, что понтифик напрямую призывал католиков всего мира к экономическому сотрудничеству с посещенными странами. В ходе своих визитов папа в первую очередь продвигал классическую религиозную повестку — темы любви, сострадания и гуманизма, дополняя ее посланиями, направленными на духовный диалог, культурное сближение и религиозный экуменизм, но не на экономическую интеграцию, — говорится в исследовании. — Визиты папы повышают международную известность посещенной страны или, говоря образно, «ставят её на карту мира».

Исследование также показало, что выявленный эффект от папских визитов уникален. Попов сравнил влияние поездок понтифика с визитами президента США (91 поездка с 1979 по 2002 годы), королевы Елизаветы II (35 поездок за тот же период), а также с эффектами крупных спортивных мероприятий, таких как Олимпийские игры и чемпионаты мира по футболу (всего 10 событий за этот период). Результаты анализа подтвердили, что ни одно из этих событий не приводило к аналогичному заметному росту экспорта.

Читайте также:  Стало известно, куда жители Средней Азии едут работать вместо России

Кроме общего роста экспорта, Попов также рассмотрел влияние визитов на торговлю по отдельным товарным категориям, используя данные системы Comtrade. Было обнаружено, что экспорт заметно возрастал в пяти из десяти товарных групп, в том числе таких значимых категориях, как «Напитки и табак», «Сырье (непищевое), кроме топлива» и «Машины и транспортное оборудование». В бедных странах и государствах с низким уровнем католического населения также увеличивался экспорт таких товаров, как «Минеральное топливо и смазочные материалы» и «Различные промышленные изделия». Таким образом, эффект визитов выходил далеко за рамки покупки сувениров и имел комплексный характер, затрагивая как потребительские, так и промежуточные товары, пишет экономист.