Застройщики будут поддерживать темпы продаж, а цены на жилье не упадут :: Деньги :: РБК Недвижимость

Екатерина Чиркова, старший вице-президент банка «Открытие» (Фото: Банк «Открытие»)

Старший вице-президент, директор по работе с крупными корпоративными клиентами банка «Открытие» Екатерина Чиркова оценила ситуацию на российском рынке жилья, рассказала, есть ли на рынке строительным бум, а также сделала прогноз на 2022 год.

— Каким получился 2021 год для рынка жилья? Как вы оцените активность застройщиков? Можно ли сравнить ее с 2020 годом, когда на рынке наблюдался ажиотаж?

— 2021 год на рынке жилья получился ударным, несмотря на отмену льготной ипотеки и тренд на рост кредитных ставок. Ситуацию на рынке можно посмотреть через призму заключенных договоров долевого участия (ДДУ). За девять месяцев 2020 года люди заключили 489 тыс. сделок по покупке недвижимости, а за девять месяцев нынешнего года — уже 632 тыс. И это на фоне того, что цены на квартиры в прошлом году выросли от 20% до 50%.

Поэтому активность застройщиков на рынке можно оценить как высокую, хотя есть и свои сложности. Например, прошлогодний рост цен на квартиры сформировал и новые подходы к ценообразованию со стороны владельцев земельных участков (лендлордов), по этой причине и цены на землю существенно выросли. Также стоит отметить активную экспансию застройщиков между регионами — особенно это заметно на рынках Москвы и Санкт-Петербурга.

Для нас этот год тоже был продуктивен — мы увеличили долю на рынке с 4% до 5,6%, что является хорошим результатом для сравнительно небольшой банковской отраслевой команды.

— Насколько в целом повлияли на рынок новостроек пандемия и периодически вводимые ограничения? Это подстегнуло развитие проектного финансирования, притормозило его или влияние было незначительным?

— В глобальном смысле пандемия существенно повлияла на все рынки. В сегменте жилой недвижимости это влияние, скорее, на покупателей, а не на застройщиков. Есть интересная статистика — до всех ковидных ограничений (например, в 2018 году), по данным Всемирной туристической организации, россияне потратили на отдых около $35 млрд. А после закрытия границ, которое продолжается уже около двух лет, эти деньги ежегодно оставались в стране. Существенная часть из них перетекла в строительную отрасль через покупку квартир как в целях улучшения собственных жилищных условий, так и в инвестиционных целях. Ведь покупка квартиры была и остается одной из самых защищенных инвестиций в нашей стране, особенно после перехода рынка на продажи через счета эскроу (214-ФЗ).

— Много говорится о настоящем строительном буме в России в последние два года. Вы согласны с этим или строительный бум — некоторое преувеличение?

— Не совсем правильно было бы называть текущую ситуацию строительным бумом. Так, по официальным данным, в 2019 году в России было построено 82 млн кв. м жилой недвижимости, в 2020-м — 82,2 млн, а по итогам 2021-го ожидается 83–85 млн кв. м. Не такой уж и строительный бум, если разобраться. Но тема действительно стала еще более остросоциальной и заметной в прессе, практически всем уже знакомы такие слова, как «реновация» и «эскроу».

— В каких городах наблюдается самый высокий интерес компаний к проектному финансированию? Какие российские города могут составить в этом плане конкуренцию Москве?

— Учитывая, что проектное финансирование превратилось за последние несколько лет в обязательный продукт для застройщиков, сложно определить потребность в разрезе городов — она есть везде. Если говорить о портфеле банка «Открытие», то, учитывая наличие разветвленной сети, он довольно широк.

Естественно, это Москва с Санкт-Петербургом, а также Татарстан и Дальний Восток. Много хороших проектов мы финансируем в Сибири: Красноярске, Новосибирске, Омске. Одной из наших целей в этом году было увеличение портфеля в региональной сети банка. Я считаю, что с этой задачей мы справились.

— Можете подробно рассказать о продуктах, предлагаемых вами застройщикам, которые к вам обращаются? Какие программы есть и на каких условиях?

— Продуктовую линейку банка для жилой недвижимости можно условно разделить на две группы продуктов — стандартные продукты и специальные продукты.

К стандартным относятся: